В России к 2030 году планируется увеличение доли творческих отраслей в ВВП страны до 6% в соответствии с Концепцией развития креативных индустрий, утвержденной правительством РФ в 2021 году. За несколько лет, по данным Росстата, вклад творческих индустрий в экономику России вырос с 2,8% в 2017 году до 3,5% в 2023-м.
В своем выступлении на ПМЭФ-2024 президент России Владимир Путин призвал парламентариев как можно скорее принять закон о работе креативных индустрий: «Прошу в весеннюю сессию принять федеральный закон, который задаст четкую правовую базу креативной индустрии, а в дальнейшем позволит установить общие стандарты ее поддержки».
Запрос на креативность будет расти. Интересно, что и современный абитуриент-подросток готов способствовать этому, предъявляя требования к месту и формату образования. Креативность, свобода, agile-среда, возможность раскрыть свой потенциал — уже ключевые критерии выбора образовательной организации. О том, какие новые образовательные форматы используются при подготовке специалистов креативных индустрий, рассказывает Кристина Граль, директор по стратегическому развитию колледжа информационных технологий IThub.
Креативность — одна из базовых ценностей колледжа IThub наряду еще с шестью: свободой, обучением, технологиями, рефлексией, командой, энергией. «Мы создали среду, в которой студенты имеют возможность креативить и защищать свои проекты, выходить с инициативами, транслировать идеи. Благодаря интернету картина мира современного подростка выходит далеко за пределы квартиры, школы, города. Создавая пространство, важно учитывать желание детей жить «без стен», — говорит Кристина Граль.
Современные студенты ценят креативный подход во всем — от одежды до места обучения. IThub отвечает им взаимностью, обеспечивая каждого студента комфортными условиями: не просто кабинет с белыми стенами, а тематические аудитории с дизайнерскими решениями для разнообразных задач, не сессии, а контрольные точки. Технологии — неотъемлемая часть обучающего процесса: обучение проходит на современной онлайн-платформе, аудитории оснащены необходимой техникой, все учебные материалы доступны студентам в онлайн-формате на протяжении всего времени учебы. Физическое пространство в концепции современного agile-офиса с граффити, чилаут-зонами с гамаками и пуфами по всему колледжу способствует продуктивной работе, отдыху и творческому подходу.
В колледже выстроена обучающая модель, при которой студенты развивают навык нестандартно мыслить, предлагать нетривиальные, но эффективные решения, адаптироваться к изменениям. На первый план выходит личность, владеющая знаниями, а не знания, полученные в процессе обучения. Это требует принципиально нового подхода к образованию.
В IThub обучают промышленных, веб- и графических дизайнеров, которые могут реализовать проект любой степени сложности. Геймдизайнеры и разработчики уже на стадии обучения создают актуальные игры. Формируются целые проектные команды, которые пользуются высоким спросом у работодателей.
Студенты кафедры кинопроизводства изучают ремесло, задействуя новейшие технологии и нестандартные подходы, в числе которых «сценарная комната», «виртуальный продакшен». Будущие диджитал-специалисты с кафедры маркетинга и коммерции осваивают широкий спектр инструментов продвижения компании в цифровой среде, создавая инновационные проекты.
Выпускаясь из колледжа, специалисты становятся востребованными на рынке и получают офферы в крупнейшие IT-компании.
«Я считаю, что именно креативность создает пространство для преображения нашего мира, раздвигая строгие рамки правил. Креатив — ключевой вектор в любом деле, в котором вы хотите совершить открытие или привнести что-то новое. В нашем колледже все понимают ценность креатива, и каждый проект является в своем роде картиной, которую мы бережно выставляем в галерее-портфолио», — отмечает Тимофей Кульков, студент кафедры дизайна IThub college.
На рынке труда специалисты креативных технологий становятся все востребованнее. Перспективные молодые люди чаще выбирают для себя траекторию обучения креативным специальностям — веб-дизайну, промышленному дизайну, геймдизайну, видео- и контент-мейкингу, диджитал- и бренд-маркетингу, направлениям киноиндустрии.
Перед компаниями-работодателями стоят сложные задачи по реализации проектов, созданию и развитию доходных стартапов, диверсификации бизнесовых портфелей. Без команды творческих специалистов под руководством опытных проджект-менеджеров сегодня крайне сложно представить успешные кейсы.
Крупные компании готовы бороться за свои кадры, предлагая конкурентную заработную плату и бонусы для поддержания мотивации сотрудников.
Создание коммерчески эффективного контента, использование аддитивных технологий и игровых механик в бизнесе, креативная визуализация бизнес-процессов, разработка дизайн-проектов в интерьере, IT-инфраструктуре (на сайтах, в мобильные приложениях) — современная реальность, которую создают начинающие и опытные специалисты. Кроме того, активно внедряются разработки в области искусственного интеллекта — нейросети, способные воссоздавать изображения, картинки и даже видео. Все это невозможно без креативных технологий.
Получение образования за партой вызывает у современного студента отторжение. «Будущие специалисты хотят попробовать свои силы в проектах с реальными задачами, в меняющихся условиях, — говорит Кристина Граль. — Поэтому, помимо комфортной среды и практикоориентированного подхода, мы организуем для них возможность участия в хакатонах и конкурсах от средних и крупных компаний».
Перед студентами ставятся задачи, которые нужно решить за короткое время. Хакатон может длиться от нескольких часов до недели в зависимости от сложности задачи. Команды или индивидуальные исполнители должны предоставить продукт, готовый к использованию заказчиком. Эксперты из компаний оценивают результат и привлекаются для консультаций.
Студенты получают опыт работы «в полях» и формируют портфолио из востребованных у бизнеса проектов. А также проходят бесценную практику взаимодействия с лидерами индустрии, раскрывая свой творческий потенциал и профессионально совершенствуясь. Это своего рода креативная гавань, которую совместно создают образовательные структуры и бизнес.
